Нелегка кошачья судьба

Дьявола из черных кошек выгоняли с помощью огня. Ежегодно в течение четырех столетий в Мецу публично сжигались в железных клетках 13 ни в чем не повинных животных. Подобные церемонии происходили и в других европейских городах. В день Святого Иоанна (23 июня) во многих городах Франции на площадях устанавливали столбы, вокруг которых разводили костры. На столбах подвешивали мешок или бочку с кошками. На глазах у развлечениями толпы животных засмажувалы живьем. Считалось, что уголь и зола, оставшихся от животных, приносят счастье. В Арденнах кошек сжигали в первое воскресенье поста. Животных подвешивали на конце шеста и присмажувалы живьем. При этом пастухи заставляли кошек прыгать через костер. Они считали, что после этого животные не будут болеть и не будут поддаваться ведьмовским чарам. Подобные праздники устраивались в присутствии королевских особ, начиная с Людовика XI и заканчивая Людовиком XV. Часто благородные лица сами разжигали костер.

Жестоким обращением с кошками славился также испанский король Филипп II, зверства которого описаны в романе Шарля де Костера «Легенда о Тили Уленшпигеля». Во многих католических странах, городах Европы (Вестфалии, Швейцарии, Испании, Богемии, Вогезах и других) на христианские праздники сжигали, закапывали в землю, засмажувалы кошек живьем на глазах целого толпы.

В 962 году правитель Фландрии Бодуэн III установил в Ипре «среды для кошек». Во время второй недели поста возникла церемония: двух или трех кошек кошачий палач сбрасывал с высокой башни замка. Если животному удавалось выжить, зрители преследовали ее. Этот обычай просуществовал много лет до начала XIX века. В 1938 году традиция возродилась, только живых кошек заменили плюшевыми. Аналогичные церемонии происходили в разных городах и селах Германии в XVII веке. Например, в городе Шлезвиг-Гольштейне выбирали кошку и считали ее олицетворением Иуды. Такую кошку в Страстную пятницу сбрасывали с высокой колокольни. В Польше в первый день поста сбрасывали с башни в мешке или сумке кошку с пеплом.

Кошку использовали для наказания неверных жен. В Турции и некоторых районах Германии женщину, которая нарушила брачную верность, связывали и сажали в мешок вместе с кошкой. По мешке били палками, пытаясь попасть в кошку. Разъяренное животное царапала и кусала женщину. По окончании наказания мешок бросали в огонь.

Иногда кошек использовали для довольно странных развлечений. Так, в 1545 году в Брюсселе в честь королевских гостей улице шел кортеж, состоявший из тележки с органом, в котором находилось 24 кошки. Их хвосты веревками были привязаны к клавишам. Мальчик в костюме медведя нажимал на клавиши. При этом животные жалобно кричали. За шествием наблюдали Карл V с гостями и весь королевский двор.

Однако в средние века инсувало и обратное верования о том, что кошка спит целый день, чтобы ночью в амбарах и конюшнях охранять злых духов и предупреждать их о появлении человека.
Hosted by uCoz